Оценка интеллектуальной собственности

Сегодня никого не нужно убеждать в том, что интеллектуальная собственность является не менее ценным активом любого бизнеса, чем современные производственные линии, заводские корпуса и транспорт. Данное обстоятельство сделало актуальным вопрос оценки объектов интеллектуальной собственности. С ее помощью можно с достаточной степенью точности установить стоимость любых продуктов интеллектуальной деятельности в денежном эквиваленте.

Случаев, когда требуется оценка нематериальных активов сегодня более чем достаточно. Ни одна сделка по продаже или покупке торговой марки, заключение лицензионного соглашения, определение ущерба правообладателя от незаконного использования его торговой марки или патента не может быть проведена без оценочной процедуры. Кроме этих случаев, торговые марки и патенты сегодня стали активно использоваться как активы, вносимые в уставные фонды существующих и вновь создаваемых предприятий и компаний.

Оценка права на интеллектуальную собственность, входящую с состав нематериальных активов (НМА), дает возможность установить рыночную стоимость бизнеса при его продаже. НМА неотъемлемая щасть оценка имущества любого предприятия или бизнеса.

Банковские учреждения сегодня проводят кредитование под залог исключительных прав на различные объекты интеллектуальной собственности, поэтому и здесь не обойтись без профессиональной оценки.

Экспертная оценка НМА необходима и для установления размеров сумм выплат роялти или авторских вознаграждений собственникам патентов и торговых марок. Грамотно проведенная оценка нематериальных активов позволяет заинтересовать в новых бизнес-проектах серьезных инвесторов.

К объектам нематериальных активов компании сегодня также относят ее репутацию, которая в зарубежном праве определяется термином «гудвилл». Под ним понимается целый комплекс атрибутов фирменного стиля и методик ведения успешного бизнеса, в том числе маркетинговые приемы, форму сотрудников, оформление транспортных средств, собственные правила работы с партнерами, фирменное наименование, управленческие ноу-хау, особенности снабжения и сбыта. Стоимость «гудвилл» определяется как разница между покупной ценой компании и балансовой стоимостью ее активов. 

В ряде случаев оценка интеллектуальной собственности требуется руководству фирм при необходимости увеличить уставной капитал. Кроме этого следует учесть, что в период приватизации прошлых лет в абсолютном большинстве случаев оценка стоимость нематериальных активов компаний не проводилась. Особенно актуальна процедура оценки для предприятий с иностранными инвестициями, поскольку в этом случае стоимость прав на ноу-хау, товарные знаки и изобретения может исчисляться миллионами долларов.